Путешествие на парусном катамаране по Селигеру (1998 год)

(Описание нашего путешествия по озеру Селигер на парусном катамаране.)

Селигер — одно из красивейших мест России. Это не подлежит сомнению. Но пока Вы сами там не побываете и не увидите зеркальную водную гладь, освещенную заходящим солнцем, тихим-тихим вечером, не вдохнете сладкий, напоенный ароматом трав, воздух, не проплутаете между островами и островками, переходя из плеса в плес — для Вас это будет только словами!

Свое первое путешествие мы совершили три года назад. Это был коллективный туристический поход в сопровождении инструктора турбазы «Селигер». Если у Вас большое желание побыть с друзьями на природе, но нет для этого необходимого снаряжения — это идеальный вариант. Знакомясь со своими попутчиками на 15 дней, получая снаряжение в прокат и инструктора в придачу, Вы можете быть уверены, что чтобы не случилось без помощи Вы не останетесь, а инструктор покажет удивительные места, причем без риска заблудиться в этом водном лабиринте.

Парусный катамаран Свое второе путешествие мы совершали на свой страх и риск. В плавание мы отправились на парусном судне — катамаране. В бортовом журнале капитан описал его так: катамаран типа «Простор», длина — 5,5 м, ширина — 2,5 м, высота мачты — 7,25 м, площадь паруса — 8,5 м, грузоподъемность — 350 кг. Судну дано было название «Веселый», и мы ничуть не пожалели об этом. Экипаж состоял из трех человек: капитан — Александр; штурман, по-совместительству кок и пр. пр. — Оля и ее младший брат Андрей.

5 августа

Начали мы путешествие из деревни Зальцо — юг Кравотынского плеса. Это, пожалуй, самый неспокойный и коварный плес. Говорят, что по числу затонувших судов он на первом месте. Его длина 9 км., ширина — 4, средняя глубина 9 м. Первоначальный наш план был — дойти до деревни Красота, находящейся на берегу Полновского плеса и вернуться обратно в Зальцо.

Исходя из намеченного маршрута, 5 августа мы «вышли в море» при полном штиле. Пришлось идти на веслах. Однако, мы не забывали смотреть по сторонам. Слева от нас — остров Хачин. Его берег отделен от чистой воды зарослями тростника. Здесь немало удобных подходов и мест для ночлега или дневки. Лес на Хачине сосновый, с примесью ели. В мокрых низинах растет береза и ольха. Самый большой (площадью более 30 кв.км), но малонаселенный, он влечет к себе любителей собирать ягоды: черники там видимо — невидимо. Кроме того, на Хачине расположено более 13 внутренних озер. Введенская церковь Введенская церковь в КравотынеПо правому борту — Введенская церковь. Она стоит на погосте деревни Кравотынь (от «кровавый тын») — память о злодеяниях орд Батыя, которые, как рассказывает легенда, установили здесь частокол с человеческими головами. Жестокость завоевателям не помогла: на Селигере они выдохлись и до Новгорода не дошли. Перенесла деревня и другие беды. В начале XVII столетия ее разорили польско-литовские рыцари. Подход к Кравотыни неудобен. Однако, если туда все же заглянуть, то бросается в глаза расположение домов и улиц. Вся деревня сгруппирована вокруг кладбища, в центре которого возвышается полуразрушенная церковь. Честное слово, становиться жутко. Как только там люди живут!

Дом в Заплавье Часам к 16:00 по полудни, миновав поросшие смешанным лесом Малый и Большой Колодные острова и, обогнув остров Кошелев, добрались до деревни Заплавье.  Деревянными резными украшениями на домах она славится на всю Россию. Осмотрев достопримечательности и посетив местный магазин, где купили килограмм сушек, которые, кстати сказать, были очень вкусные, отправились далее на север по реке Полоновка. Ее длина 4,5 км, ширина от 30 до 350 м., средняя глубина 2,5 м, порой до 5. Река Полоновка Во многих местах берега заросли тростником. Это сужает реку. Дно илистое, иногда каменистое. Восточный берег холмистый, преимущественно высокий. Здесь найдутся уютные полянки для стоянок. Он весь изрыт окопами. Тут в начале Великой Отечественной войны проходила линия обороны. Лес сосновый, кое-где смешанный. Западный берег низкий. Нередко по берегам лес прерывается лугами. Река извилистая, попадаются плесы.

Погода стояла великолепная — ветра так и не было, а солнце палило нещадно. Мы изрядно устали. Пора бы искать стоянку. Пройдя всю реку, мы так и не нашли незанятой стоянки (обилие авто-туристов — выходные, что же Вы хотите!). И уже в 20:00, вернувшись обратно до ее середины, мы встали рядом с байдарочниками. Соседство с нами их , наверное, не радовало. Река Полоновка Хотя места было более чем достаточно. Здесь обычно останавливаются туристические группы, и, разбивая лагерь, ставят от 15 до 20 палаток, без особого риска ходить друг другу по головам. Тем не менее, они посчитали, что 2 их палатки и наша третья, расположенная в другом конце поляны, создали невообразимую толчею. Мы не собирались, собственно, задерживаться здесь надолго. И на следующее утро с девизом «Вперед! И только вперед!» двинулись дальше.

6 августа

Река Полоновка По Полоновке прошли при спущенном парусе против ветра. И вот перед нами Сосницкий плес. Поставили парус, предварительно спрятавшись от ветра за островом. ( Не обошлось, конечно, и без приключений, так как, мы под парусами первый раз в жизни — с ними управляться учились по ходу и узлы завязывать ,как выяснилось, тоже). Только вышли на простор «шальной волны», как узел, крепящий парус к фалу, развязался и парус сорвало. Парус-то мы опустили, а вот конец фала остался висеть на вершине мачты! Пришлось срочно причаливать к берегу, и что же делать, опускать мачту. По нашей лености, наверно, решили опускать мачту на загруженном судне, поэтому снимали и ставили мачту почти по пояс в воде. К тому времени ветер немного утих — до умеренного. Это радовало. Часам к двум ветер вообще стих. Зато с запада появилась страшная туча, все остальное небо оставалось ясным и светило солнце. Тут наш капитан начал рассказывать про смерчи, обычные для этого края. Но это нам только придавало сил — мы шли на веслах. Начиналась гроза. Слышались удары грома. До тучи еще было слишком далеко, но понаблюдать за ней не мешало. Действительно, то что там происходило, очень похоже на смерч. Пока находились на оси ее движения, было затишье. Как только удалось отгрестись и оставить ее позади, попали в полосу северо-восточного ветра. Сегодня на тучи нам везло. На горизонте возникало нечто еще такое же. Во всех этих волнениях, не заметили как дошли до половины Сосницкого плеса, общей длиной 8 км, шириной до 3 км, глубиной до 8 м. Спасо-Преображенская церковь Спасо-Преображенская церковь в деревне СосницаПо левому борту — деревня Сосница, которую мы узнали по разрушенной церкви. Это Спасо-Преображенская церковь — памятник архитектуры XYIII века. На общем совете мы решили, что на обратном пути обязательно зайдем сюда. Нельзя не сфотографировать ее.

Погода в этот день не давала нам дремать. Внезапно появился сильный юго-западный ветер, и мы буквально полетели к концу плеса. Карта , которой мы пользовались, оказалась далека от совершенства. Чуть не прозевав протоку по левой стороне, мы так и не поняли где же деревня Орлово. Городец Зато Городец было видно издали. Он стоит на высоком холме и постоянно освещен солнцем. Какая бы ни была погода, солнышко его очень любит и не оставляет без внимания. Он был так хорош на фоне приближающейся грозы и освещавшего его солнца, что трудно было не залюбоваться. А ветер все усиливался и усиливался. Сменив направление на северо-западный и достигая 15 м\с, он заставил идти нас галсами. Так мы и мчались к нему на всех парусах, мечась между берегами. Пора было думать о стоянке. Время клонилось к вечеру. Начинался дождь. Слева от нас, напротив Городца открылась заводинка с песчаным пляжем. Стоянка близ Городца Это Пухарки. Место для стоянки великолепное, но вот беда, с одной стороны (первый подход по воде) ее заняли муравьи — два огромных муравейника и миллионы их обитателей куда-то спешащих ( что показалось очень странным — начиналась гроза), с другой стороны (второй подход по воде) — туристы. Помня предыдущих соседей, нам бы очень не хотелось стеснять этих. Но делать было нечего. Пошли на переговоры. Оказалось, что это пенсионеры из Латвии. Мы им никак не мешали. Наоборот, они очень радушно нас приняли и рассказали, что здесь уже стоит молодая пара — туристы-байдарочники из Пскова. Гроза так и не началась. Муравьи оказались совершенно правы, не спрятавшись от дождя, который, покапав, перестал. А мы весь вечер просидели у костра вместе с нашими новыми соседями.

7 августа

Первая дневка. Отдых. 2/3 команды проспала половину дня. Сварили и торжественно съели первый походный обед. В лесу наелись черники. При осмотре судна обнаружили некоторые повреждения. Достали фотоаппарат и решили уже не убирать — слишком много интересного можно пропустить.

8 августа

Мы планировали, что этот переход должен был закончиться у деревни Красота — предполагаемый конечный пункт нашего путешествия. Но все оказалось несколько иначе.

При умеренном ветре мы покинули нашу стоянку. Ветер был настолько «умеренным», что ему пришлось помогать веслами. За Городцом — Полновский плес. Он уже на Новгородчине. Его длина 16 км, ширина 4 км, средняя глубина 9 м. Ветер стал попутным и мы отдыхали. Не забывали, конечно, смотреть по сторонам. Оставили по левому борту д. Остров, обогнули два острова. Меньший из них — Чайка, больший — Великий. На восточном берегу Великого отличные стоянки. Остров очень красив. Это материк в миниатюре. Здесь свои горы-холмы, впадины-долины, луга, хвойные и смешанные леса. Есть дубы, вязы, липы. Северный берег острова крут и высок. Говорят в ясную погоду с Великого видна гора Ореховна, что за Полновом. А до него еще 11 км. Потихоньку мы приглядывали возможные места для стоянок.

Полново Ветер по-прежнему был попутным, светило солнце и было жарко. Наслаждаясь природой и отдыхая, пролетели конечный пункт нашего путешествия и часам к четырем пополудни достигли Полново. Прогулявшись по деревне, нафотографировавшись, посетив продуктовый и промтоварный магазины, полюбовавшись на необычное архитектурное здание с гордой вывеской «пиво», побаловавшись мороженным, а также приобретя полезную в походе вещь — кружку, решили возвращаться назад до первой стоянки. магазин Пиво в Полново

Ветер стих, так что пришлось браться за весла. Как говорится — отдохнули маленько и хватит. Недалеко от Полново красивый остров со стоянкой оказался занят, пляжи по левому берегу — многолюдны. Мы гребли все дальше и дальше, удивляясь количеству народа. Оказалось, все очень просто — пятница! Осташи и новгородцы выехали на уик-енд.

На востоке появилась большая грозовая туча, и, как всегда в таких случаях, подул ветер. Очередная передышка! Воспользоваться ею решил наш капитан для обучения единственной на судне девушки управлять парусным судном. И, конечно, без происшествий не обошлость. Огибая мыс подле деревни Высокая гора, сели на мель. Один шверт успели вытащить, второй — заклинило. Применив силу и вырвав шверт, капитан упал за борт. Его собрались спасать, чуть не прыгнули за ним в воду, хотя всем известно, что он прекрасно плавает. Представьте себе лица членов команды. На них отразился испуг. И вдруг, взрыв дружного смеха, ведь воды-то по колено. Солнце начало садиться. Двигались при встречном ветре, гребли. Стало холодно. Промокший капитан дрожал так, что сотрясалась вся палуба. Стоянки так и не нашли. До Городца оставалось немного. Решили вернуться на старую стоянку.

Солнце уже почти село. Становилось все холоднее. Поэтому появление Городца на горизонте встретили дружными криками и воплями радости. Настроение поднялось. Казалось, что прибавилось сил. Вот она наша стояночка! Еще один мысок и еще один. И … Сели на мель. Пришлось снова лезть в воду. Но нам уже было море по колено! В мокрой одежде, с криками и смехом, перебудив туристов в лагере напротив зацепившей нас мели, мы продолжали путь. В полной темноте подгребли к берегу. Пенсионеры ахнули! Выделили нам дрова. Мы поставили палатку, развели костер и приготовили ужин. Этой ночью спали без задних ног.

9 августа

Стоим на прежней стоянке. Второй раз за поход сварили полный и вкусный обед. На третье был компот из яблок, купленных в Полново.

10 августа

В 11 часов утра поставили паруса и в путь. До Сосницкого плеса шли против ветра, помогали веслами. На плесе хороший юго-западный ветер дал передохнуть. Зашли в Сосницы, сфотографировали церковь. Внезапно ветер сменился на северо-западный и стал попутным. Из-под носового обтекателя вылетел полиэтиленовый пакет (то, что мы придумали как защиту от протирания буля об обтекатель). Большой опыт мелкого ремонта на ходу позволил устранить эту неполадку. Правда, капитан снова чуть-чуть не оказался в воде.

До Полоновки дошли очень быстро. Так как нам дул попутный ветер, решили не снимать паруса. Величественное, наверное, зрелище. Узкая, петляющая река и на ней нечто с 7-метровой мачтой. Нас снимали на камеры, как какую-то диковину.

По правому борту нашлась хорошая стоянка.

Обнаружили повреждение паруса — порвалась заделка лик-троса. Долго совещались и приняли решение закончить нашу экспедицию. Завтра через Кравотынский плес в Зальцо.

11 августа

Загаданному не суждено было сбыться. К цивилизации возвращаться не хотелось. Решили устроить стоянку. Черники в лесу видимо-невидимо, несмотря на август. Навитаминились, наверно, на полгода вперед.

12 августа

Опять стоим. Капитан впервые заговорил о Собенских озерах. С парусом ничего сейчас сделать невозможно. На Собены идти небезопасно. Окончательное решение — завтра в Зальцо.

13 августа

Последний день нашего путешествия. Переход маленький и легкий. К полудню будем уже дома. Решили зайти в Заплавье. У наших в Зальцо нет картошки. Надо бы купить. Все равно по пути. Отоварились. У о. Малого Колодного — вынужденная остановка. Одному из членов экипажа захотелось сойти. Оставаться в заданной точке на плаву под парусом очень тяжело. Порыв ветра, и девушка за бортом. Зацепившая за фал, болтается на нем, как Пятачок на воздушном шаре.

Выплываем на Кравотынский плес. Ветер восточный. Опять не попутный. Да, но не попутный, если мы идем домой , а если на Собены?!

Наш капитан с 90-го года плавает по Селигеру. И каждый год обязательно бывает на Собенских озерах, обязательно купается в Трояском озере, больше известном у туристов как Серебрянное. А что же сейчас? Как же так?

С середины Кравотынского плеса возвращаемся почти к Полоновке, огибаем мыс Ровный острова Хачин и попадаем в Волоховщинский плес. Ветер крепкий, попутный. Вот так бы все наше путешествие. К веслам не притрагиваемся. Мы не плывем, летим по воде.

полуостров Коровий руины мужского монастыряПеред нами полуостров Коровий. На нем когда-то был мужской монастырь, от которого осталась полуразрушенная часовенька. Теперь идем по Елецкому плесу. Это длинный узкий плес: его длина 5 км., а ширина всего 500 метров; средняя глубина — 5 м.

Проходим через протоку мимо деревни Дубово, где до войны отдыхали писатели, художники, артисты и среди них Галина Уланова и Алексей Толстой, и мы уже на Березовском плесе, и до Собенских озер рукой подать. По правому борту полуостров Родовень, по левому — полуостров Усадьба. Поворачиваем на запад и держим курс на мыс Телка.

Справа проплывает знаменитый своей красотой Картуньский бор. На севере за ним прячутся Собенские озера. Берем курс на мыс Бык и пытаемся найти стоянку. Время около 19:00. До Собен мы долетели за 3 часа. Свободных стоянок нет. Доходим до п-ва Касора, и возвращаемся обратно к мысу Бык. Здесь капитан сходит на берег. В поисках стоянки доходит пешком до мыса Телки, где и решает остановиться.

Пока разгружали катамаран, ставили палатку и обустраивали наш бивуак, стемнело. Ужинали уже в полной темноте. Напряжение, накопленное за день, спало. Захотелось расслабиться. Захватив с собой теплые вещи, пошли к Серебрянному озеру искупаться. Серебрянное озеро Говорят, если в нем искупаться ночью, то любое твое желание исполнится. В нем и днем-то купаться немного жутковато. Вода прозрачная, как слеза. Процесс гниения отсутствует, и листва, падающая осенью с деревьев, лежит на дне. Доплываешь до середины и появляется ощущение, что за тобой из глубины кто-то наблюдает, а то и тянет к себе. Озеро расположено выше уровня Селигера. В него не впадает ни одна речушка , ни один ручеек. Со всех сторон оно окружено лесом. С полдороги вернулись — очень хотелось спать.

Искупались в нем с утра. Вода в озере считается целебной, поэтому купаются совсем раздетыми, а пляжи негласно поделены на мужской и женский.

14 августа

Ну теперь-то уже точно в Зальцо. Возвращались старым путем: из Березовского плеса в Елецкий, потом по Волоховщинскому в Кравотынский.

В залучье мы не зашли, и по самим Собенам не плавали. Были там в первый поход. Но была бы возможность это сделать, прошли бы обязательно. Вернулись бы в Картуньскую луку, на на севере которой впадает река Ускройня. Подход к берегу болотистый. Здесь начинается первый волок длиной примерно 70 м. И попадаем на озеро Глушица. Оно небольшое (длина его 1 км, ширина до 400 м), но очень величественное. Его красота строгая. Темная, почти черная гладь при ярком солнечном свете напоминает шелк королевского платья, а белые лилии — отделка драгоценным жемчугом. В конце озера выход на берег — второй волок, длина которого230 м. до озера Рясивое. Его восточная часть формой напоминает сердце. Оно больше чем Глушица, но не менее красиво. Эти два озера называют Собенскими озерами. Они объявлены памятниками природы за красоту. Если Вы там будете, пожалуйста, не делайте на их берегах стоянок. Давайте сохраним ее!

Селигер Из Рясивого по мелкой протоке мы выходили в Залучьенскую луку. Пожалуй, это самое известное место на Селигере. На берегу Вы прежде всего замечаете высокий холм. Здесь стоял Березовец — один из древнейших городов на Селигере. Археологи установили, что на этом городище люди жили еще в IX веке. Мимо этой крепости проходил трехверстовой волок на северо-запад к озеру Глубочек, откуда вытекает река Щебериха. Она течет через живописное озеро с тем же названием, долго петляет в лесу и впадает в реку Полу (бассейн Балтийского моря).

Березовец первым встречал завоевателей, много раз приходилось жителям этой пограничной крепости Новгорода защищать с оружием в руках выход на «селигерский путь». Волостью и городом владела знаменитая посадница Марфа Борецкая. Во второй половине XV века Березовцем овладел великий князь Московский. Затем, после польско-литовской интервенции, крепость опустела. Сейчас от всего городища остался один большой валун — камень желаний. Более половины фотографий, иллюстрирующих рассказы о Селигере, профессиональными фотографами сделаны здесь.

Итак, отчалив от мыса Телка, начинаем свой последний переход. Вспомнили свой первый поход и решили зайти на турбазу «Селигер». Она расположена в бывшей помещечьей усадьбе Толстых Новые Ельцы. Здесь родился и прожил 20 лет до Отечественной войны 1812 года Я.Н.Толстой, офицер и поэт, которому Пушкин посвятил стихотворение «Стансы Толстому».

В Новых Ельцах в начале XIX века был крепостной театр. Артисты его произвели большое впечатление на 2 осташковских ремесленников Демидова и Трубицына. Весной 1805 года в Осташкове, в сарае на нынешней улице Орловского, они поставили свой спектакль. Так началась история осташковского театра.

Его основателями и первыми актерами также стали живописец Я.Колокольников, сапожники И. и П.Запутряевы, маляры И. и К.Карповы, позолотчик П.Нечкин. Постепенно сложилась труппа. Середина прошлого века — пора ее расцвета. На сцене выступали любители и талантливые актеры, в т.ч. приехавшая из Петербурга знаменитая актриса П.И.Савина-Орлова. Играли оперы, комедии, водевили. Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова в Осташкове была поставлена в 1859 г., причем в полном виде, без цензурных изъятий, поставлена вопреки запрету: не играть ее в уездных городах.

У турбазы причалили к берегу. Собрались любопытствующие — парусов на озере тогда мы видели очень мало. Нас даже спросили зачем нам спас. жилеты.

Погода начала портиться. Собрались тучи. Похолодало. Ветер не ослабевал, но был порывистый. Приходилось смотреть в оба: как бы не получить парусом по голове и не оказаться выбрашенным за борт.

На острове Хачин со стороны Кравотынского плеса увидели палаточный лагерь — туристы с турбазы «Селигер». Там должны быть наши знакомые. Можно бы причалить, но не стали. И правильно сделали. А то домой попали бы дня через три.

Буря А ветер все крепчает. Начался дождь. Коварный Кравотынский плес показал нам свое истинное лицо. Наш катамаран шириной 2,5 м спокойно проходил между двумя волнами. К берегу уже не пристанешь. Поздно. И капитан наш поступил, как в той песне поется:

Дай парусу полную волю
А сам же я встану к рулю

Весь наш поход капитан приставал к команде: «Вспомните хоть одну песню. Давайте споем.» Ничего не приходило на ум. Тут же сразу вспомнилось:

Ты правишь в открытое море,
Где с бурей не справиться нам.
В такую шальную погоду
Нельзя доверяться волнам.

Очень бы не хотелось, чтобы финал нашего похода оказался как в песне. А на это очень было похоже. Конструкции катамарана не рассчитаны на штормовую погоду. Даже при легкой волне були трутся о шверты, а ведь они резиновые. А тут! Пришлось скрючиться буквой «зю» (z) и, как прокладку между швертом и булем, вставить свои руки. Сюда бы того умника, который спрашивал нас о спас. жилетах.

Но в Зальцо мы прибыли благополучно. И даже с первого захода смогли попасть в протоку, ведущую к пристани. Это , наверное, с испугу. Ведь при таком шквалистом ветре и волне любые действия превращаются в фигуры высшего пилотажа.

Это мы наблюдали на следующий день из окна теплого дома. По озеру шла байдарка и такой же, как у нас, катамаран. Байдарочники держались берега. Напротив нашего дома, как раз рядом с протокой, их выбросило на сушу. Наши ребята пошли узнать в чем дело. Поломки оказались настолько серьезными, что с байдарки пришлось перегружаться на катамаран, который смог подойти к ним на помощь лишь часа через два. И еще часа три они потратили в бесплотных попытках отойти от берега при таком шквалистом ветре и волне.

А ведь мы могли пойти и другим путем. И этот шторм был бы нам не так страшен. Надо было из Елецкого плеса спуться в Троицкий и по каналу Копанка, отделяющему остров Хачин от полуострова Конево, выйти в северную часть Осташковского плеса. Пройдя мимо острова Столбный и деревни Светлица, мы попали бы в Кравотынский плес.

Канал Копанка выкопали монахи Ниловой пустыни. По преданию, рыл Копанку всю свою жизнь монах Нектарий. Его длина 240 м, ширина 4 — 8 м. А сам монастырь был основан в 1591 году. Начался он с деревянной церкви, затем постепенно разрастался. В 1667 году была заложена первая каменная церковь. К 1676 году монастырь обносится каменной стеной и становится единственной каменной крепостью в озерном крае. Назван он был в честь легендарного Нила, который летом 1528 года поселился на безлюдном тогда острове Столбный. Нил видел небесные знамения — огненные столбы, которые по описанию очень похожи на пламя от горящего топлива при запуске космических ракет. Дав обет столпничества — не ложиться и не садиться, отшельник прожил на острове 27 лет.

Мощам святого Нила покланялись тысячи паломников. В 1820 году Нилову пустынь посетил царь Александр I. Он увидел как над высокой гранитной набережной плывут в небе купола величественного Богоявленского собора. Спроектированный для Исаакиевского собора в Петербурге, он построен здесь в 1821-1833 г.г. Сейчас самая древняя сохранившаяся церковь — Всехсвятская (построена в 1701г.) После революции монастырь был закрыт, а на его территории располагалась детская колония. Потом — турбаза «Рассвет». Сейчас на острове постоянно живут 5 монахов, которые постепенно восстанавливают монастырь.

Вот так закончился наш поход.